Еміль Золя – письменник-ювіляр 2020

Еміль Золя

180 років від дня народження великого французького письменника Еміля Золя, одного з найзначніших представників реалізму другої половини XIX століття.

Про письменникаНайвідоміші твориКритичні матеріали

Еміль Золя народився 2 квітня 1840 року в Парижі. Його батько був італійцем, а мати -француженкою.

Перш ніж стати письменником Золя займався журналістською діяльністю (у виданнях «L’Evénement», «Le Figaro», «Le Rappel», «Tribune»), а також працював рецензентом у книжковому видавництві Ашет, де познайомився з багатьма іменитими авторами.

Еміль Золя

Його перші твори – романи-фельєтони. З 1871 по 1893 роки Золя написав двадцять романів, склавших цикл «Ругон-Маккари», і став першим романістом-літописцем життя членів однієї родини.

Літературна творчість принесла йому світове визнання і статус другого за популярністю національного письменника після Віктора Гюго.

Драматичні події, бурхливі пристрасті, про які розповідає Золя, захоплюють читача, змушуючи любити, ненавидіти, страждати й сподіватися. Це через те, що до кожного створеного образу письменник докладав частинку самого себе.

До дня народження улюбленого письменника працівники бібліотеки ІДГУ (відп. Є. Усачова) підготували віртуальну книжкову виставку. До вашої уваги огляд найвідоміших творів письменника та критичні матеріали про нього.

Згадаймо деякі твори письменника

Дамське щастя

Еміль Золя

Прогрес невблаганний і безжалісний… Золя майстерно показує представників двох антагоністичних кланів: дрібних торговців, чинних, патріархальних, які з останніх сил чіпляються за традицією, і прихильників глобалізації в особі директора Муре, азартного, жорсткого, яскравого. І тут досить складно визначити, на чиєму боці автор…

Тереза Ракен

Еміль Золя

Яскрава історія нестримної пристрасті, зради і злочину. Тереза Ракен – юна дівчина, вимушена вийти заміж за свого кузена. Її життя минає мляво і одноманітно, допоки в будинку не з’являється Лоран, невдаха-художник, який мріє про багатство. Вони ні перед чим не зупиняться, щоб бути разом …

Черево Парижа

Еміль Золя

Паризький Центральний ринок – величезне, фантастичне, розкішне царство обжерливості. Над ним пливуть запаморочливі аромати квітів, фруктів, сирів, ковбас та інших витворів кухарського мистецтва. У цьому царстві кипить життя: правлять і змагаються жваві красуні-торговки, наживаються величезні капітали, розносяться і захоплено смакуються плітки… Саме тут намагається укритися від поліції молодий революціонер Флоран, який втік з каторги і загубився в нескінченних лабіринтах паризьких вулиць. Але чи переховуватиме його «Черево Парижу»?..

Сторінка любові

Еміль Золя

Елен, молода вдова, живе усамітнено зі своєю донькою Жанною, надзвичайно хворобливою, а тому розпещеною, ревнивою і навіть злою.

Незаможнє й безрадісне існування цієї родини наповнено звичайними турботами. Однак його величність випадок все рішуче змінює. Сусід-лікар Анрі Деберль лікує хвору Жанну. Цілком природно між двома людьми спалахує заборонене почуття …

Нана

Еміль Золя

Вона груба й порочна, але заради неї чоловіки здатні на все …

Франція часів Наполеона III. Парижем лине слава про молоду зірку вар’єте, спокусницю, відому як Нана. Паризькі сластолюбці прагнуть завоювати цю надзвичайну красуню. Але дівчина просто використовує своїх численних шанувальників, вона не здатна нікого покохати. Світські леви, бульварні журналісти, манірні аристократи – всі вони готові впасти до ніг звабливої куртизанки…

Жерміналь

Еміль Золя

Напрочуд реалістичний, точніше, натуралістичний твір. Повне занурення в глибину шахт, особливості роботи глибоко під землею, повені, сутички при страйках, голод, наростаюча злість, стадний страх і некерованість. Дівчата, які на все ладні, щоб не піти по руках. Батьки, які не відпускають від себе дітей, щоб не втратити додаткових грошей. Тяжка праця, яка не забезпечує добробут, але переходить з покоління в покоління. Книга постійно тримає в напрузі. Вона б’є своїм кінцем. Ось що означає справжній талант.

Земля

Еміль Золя

Земля – щедра годувальниця чи байдужа, віроломна кохана? Вона дарує найбільші блага і штовхає на жахливі злочини. Люди на землі віддають їй усе. Вони не терплять чужинців, вони зубами вигризають своє в життя, людей, землі.

Читати роман важко, багато бруду, буквального і моральної, багато злочинів. Поряд з чудовими краєвидами й описом різних пір року є відчуття жахливої несправедливості. Є знак питання, що незримо здіймається наприкінці роману.

Три міста

Еміль Золя

Герой трилогії «Три міста» («Лурд», 1894 р., «Рим», 1896 р., «Париж», 1898 р.), інтелігент Пьер Фроман, піддає науковій експертизі християнську віру. Він викриває експлуатацію неосвіченого натовпу, грубу торгівлю «дивом».

Думка про те, що людей, обдурених і розслаблених вірою, легко експлуатувати, оббирати і розоряти – центральна в романі.

Триков В. Золя Еміль// Зарубіжні письменники. Енциклопедичний довідник : у 2 т. / За ред. Н. Михальської та Б. Щавурського. — Тернопіль : Навчальна книга — Богдан, 2005. — Т. 1 : А — К. — С. 656-660.
Якимович Т. К. Золя Еміль // Українська літературна енциклопедія. — Київ: Українська Радянська Енциклопедія, 1990. — Т. 2.: Д—К. — С. 277.
Кучбовская Е. П. Реализм Эмиля Золя «Ругон-Маккары» и проблемы реалистического искусства XIX в. во Франции / Е. П. Кучбовская. — М.: Изд-во МГУ, 1973. — 424 с.
Зміст
  • Вместе с веком, стр. 7
  • «Карьера Ругонов», стр. 37
  • «Завоевание Плассана», стр. 113
  • «Проступок аббата Муре», стр. 151
  • «Западня», стр. 184
  • «Жерминаль», стр. 227
  • «Творчество», стр. 284
  • К «Разгрому», стр. 343
  • Примечания, стр. 412
Кучборская Е. П. Эмиль Золя — литературный критик : к истории реалистического романа во Франции XIX века / Е. П. Кучбовская. — М.: Изд-во МГУ, 1978. — 312 с.
Анотація

Книга представляет собой исследование литературно-критического наследия Э.Золя, охватывающего важнейшие стороны историко-литературного процесса всего века и воссоздающего одну из наиболее интересных эпох в истории французской литературы

Пузиков А. И. Золя / А. И. Пузиков. — М.: Молодая гвардия, 1969. — 271 с. — (Серия «Жизнь замечательных людей». Выпуск 15(456)).
Зміст
  • А. Пузиков. Золя (документальное произведение), стр. 5-265
  • Основные даты жизни и творчества Эмиля Золя, стр. 266-270
  • Краткая библиография, стр. 271
Труайя А. Эмиль Золя : Биографический роман / А. Труайя; пер. с франц. А. Н. Васильковой. — М.: Эксмо, 2005. — 444 с. — (Серия «Роман-биография «ЭКСМО»)
Анотація

Анри Труайя (фр. Henri Troyat) (1 ноября 1911, Москва — 2 марта 2007, Париж) — литературный псевдоним французского писателя армянского происхождения, настоящее имя Левон Асланович Торосян (Лев Асланович Тарасов). Член Французской академии, лауреат многочисленных литературных премий, автор более сотни томов исторических и художественных произведений

Арман Л. Здравствуйте, Эмиль Золя! / А. Лану; под ред. С. Емельяникова; пер. с фр. О. Добровольской, В. Финикова. — М.: Прогресс, 1966. — 509 с.
Анотація

О жизни и творчестве Эмиля Золя написаны сотни книг и статей. У читателя, берущего в руки книгу Армана Лану «Здравствуйте, Эмиль Золя!», естественно, может возникнуть вопрос: «А что нового расскажет она мне об этом всемирно известном писателе?» Арман Лану несколько лет работал над этим произведением. Его книга об Эмиле Золя — это яркое и своеобразное художественное повествование о большом и трудном пути автора знаменитого письма «Я обвиняю!..» и вместе с тем серьезное и оригинальное исследование творчества создателя «Ругон-Маккаров», «Трех городов» и «Четырех Евангелий». Со страниц книги во весь рост встает мужественная и самобытная фигура Золя, великого писателя и гражданина. Автор показывает его жизнь и творчество на широком фоне социальных и политических событий, происходивших во Франции во второй половине XIX века.

Иногда Лану отдает дань фантазии, вымыслу. После того как герой изучен во всех опосредованных связях, его легко представить беседующим с друзьями, работающим за письменным столом, совершающим моцион. Но Лану не увлекается «приемами романа» и после живой сценки, созданной воображением художника, следует документ и факты, факты… Все эти элементы (вымысел, документ, факт) идут друг за другом, органически переплетаясь. Они-то и создают неповторимое своеобразие книги Лану

Рымшина Т. А. Анализ периода становления Э. Золя как художественного критика // Бизнес и дизайн ревю. — 2019. — № 1 (13). — С. 11.
Анотація

В статье автор рассматривает начальный период творчества Эмиля Золя — одного из крупнейших французских писателей второй половины XIX в. Анализ и систематизация всех известных материалов и статей Э. Золя, касающихся изобразительного искусства, определение их места как в развитии художественной критики в целом, так и в формировании мировоззрения писателя и составили цель настоящего исследования. Помимо широко освещенных в специальной литературе критических выступлений Э. Золя, используется и ряд публикаций в разных русских и зарубежных изданиях, ранее не обобщавшихся в аспекте художественно-критической деятельности писателя. Главный вывод состоит в том, что не все в эстетических концепциях Э. Золя представляется в наше время бесспорным. Чрезмерное акцентирование физиологических факторов в формировании личности, стремление постоянно следовать своей раз и навсегда установленной формуле художественного восприятия мешало ему, порой, верно понять развитие специфических закономерностей изобразительного искусства

Клеман М. К. Эмиль Золя : сборник статей М. К. Клеман. — Ленинград : Художественная литература, 1934. — 306 с.
Зміст
  • Проблема реализма во французской литературе и теория научного романа Э. Золя;
  • Э. Золя в работе над серией романов «Ругон-Маккары»;
  • О «Жерминале» Эмиля Золя;
  • Начальный успех Золя в России;
  • Эмиль золя – сотрудник «Вестника Европы»
Травушкин Н. С. Жерминаль — месяц всходов : судьба романа Э. Золя / Н. С. Травушкин. — М.: Книга, 1979. — 95 с. — (Серия «Судьбы книг»)
Анотація

Книга литературоведа Николая Сергеевича Травушкина. Литературный анализ романа Эмиля Золя «Жерминаль».

Эта книга рассказывает о зарождении замысла романа, его истоках, о судьбе персонажей, о взаимопроникновении литературных и жизненных фактов, о дальнейшей жизни книги среди читателей

Эйхенгольц М. Творческая лаборатория Золя / М. Эйхенгольц. — М.: Советский писатель, 1940. — 232 с. — (Серия «Творческий опыт классиков»)
Анотація

Ответить на вопрос, как работал писатель, можно разными методами. В значительной мере характер книги на эту тему определяется наличием материала. Чем более документов, относящихся к творческой лаборатории писателя, рукописных или редакционных, находится в распоряжении исследователя, тем заманчивее дать прямой ответ на этот вопрос, не уклоняясь в сторону более общей оценки творчества и не подменяя тем самым данной проблемы.

Изучая рукописи Золя, автор этой книги стремился отвлечься от обособленного исследования отдельных произведений писателя и предпочел последовательный анализ различных стадий писательской работы, стараясь охватить творчество его в целом. Для читателей это представляет, пожалуй, известные трудности, потому что предполагается хорошее знакомство их со многими романами Золя

Эйхенгольц М. Эмиль Золя К 50-летию со дня смерти / М. Эйхенгольц. — М.: Знание, 1952. — 31 с.
Аникст А. Золя и искусство / А. Аникст // Импрессионисты, их современники, их соратники. Живопись. Графика. Литература. Музыка / Под ред. А.Д. Чегодаева и др. — М.: Искусство, 1975. — 223 с.