Федір Достоєвський – письменник-ювіляр 2021

11 листопада виповнюється 200 років від дня народження російського письменника, філософа і мислителя Федора Михайловича Достоєвського. До ювілейної дати працівники бібліотеки ІДГУ (відп. Є. Усачова) підготували віртуальну виставку, на якій представлено твори і матеріали про життя і творчість письменника.

Федір ДостоєвськийТвори

Федір Достоєвський – одна з найвидатніших, найвпливовіших і найсуперечливіших постатей другої половини ХІХ століття. Його твори назавжди залишаться в скарбниці кращих зразків світової літератури.

У своїх творах письменник ніс світу глибоко вистраждану досвідом поколінь істину – немає і не може бути такої мети, заради якої була б припустима жертва хоча б в одне людське життя, одну краплю крові, один дитячий мізинець. Філософія Достоєвського – це філософія гуманізму, пройнята почуттям любові до людини і болю за неї.

До Вашої уваги огляд найвідоміших романів письменника

Злочин і кара

В основу цього соціально-психологічного, філософського твору покладено незакінчений роман про родину Мармеладових і нарис сповіді каторжанина.

Бідний студент перевіряє власну теорію про так звану «сильну особистість», яка не боїться ані докорів сумління, ані людського суду і задля цього вбиває старуху-лихварницю та її сестру. Але муки совісті спонукають зізнатися у скоєному, і він потрапляє на каторгу.

На тлі детективної історії автор показує рух свідомості героя від злочину до покарання, від бунту до заспокоєння. Істотну роль у романі відіграє образ Санкт-Петербургу, зображений з точним описом рельєфу та ознак часу.

Ідіот

Після лікування від душевної недуги у Швейцарії Лев Мишкін повертається на Батьківщину. Князь доброзичлива, м’яка людина, яка прагне врятувати весь світ, але суспільство вважає його хворим. Він віддає усього себе, щоб посіяти в людських сердцах насіння добра і світла, але сам занурюється у темряву.

Чому князь Мишкін став… ідіотом? Мабуть, справа не зовсім у загубленому коханні. Просто Лев Миколайович не виніс зіткнення свого світу — людинолюбства, чесності, правдивості — зі справжнім світом, зі світом, де він чужий, де він — просто звичайний юродивий. У цьому вся трагедія — святі люди недаремно віддаляються від світу чи просто гинуть — вони не можуть жити серед інших людей.

Брати Карамазови

Роман є вдалим поєднанням захоплюючого трилера з глибинами філософської думки. Він має складну, багатопланову структуру. Події відбуваються протягом двох тижнів, але в цей проміжок часу вміщується така безліч історій, суперечок, конфліктів, ідейних зіткнень, що їх вистачило б на кілька творів детективної, філософської та сімейно-побутової драми.

Дія роману укладена між двома судовими процесами: розглядом справи старцем Зосимом та кримінальним судом над Дмитром Карамазовим. І така послідовність є символічною – моральне падіння героїв та зневажання духовних істин призводить до злочину.

В образах трьох братів – три основні тенденції розвитку російського суспільства. Символічно, що вони мають загальний корінь, – загниваюче та відмираюче панство 60-х років (образ батька), а також загальна вина. І кожен одержує свою розплату – Федіра Павловича вбито, Смердяков скоїв самогубство, Іван збожеволів, Дмитро йде на каторгу. А Олексій? Він має з усім цим жити.

Принижені та ображені

На що ми здатні заради коханих? Якщо ти когось любиш, часом доводиться страждати. Але в чому різниця між любов’ю, жертовністю та дурістю? Де межа між почуттям власної гідності, егоїзмом і гордістю? Усі відтінки цих почуттів можна побачити у романі Федора Достоєвського «Принижені та ображені».

Оповідач – молодий письменник Іван. Він виховувався у родині поміщика Іхменєва, разом із його дочкою Наталкою, в яку нерозділено закоханий.

Сам Іхменєв служить управителем у князя Валковського і допомагає у вихованні його сина Олексія. Наталя та Олексій кохають один одного, але стосунки між їхніми батьками псуються. До князя доходять чутки, що Іхменєв хоче одружити Альошу зі своєю дочкою, всіляко заохочуючи їхні стосунки, а також не зовсім чесно управляє маєтком.
Князь починає процес проти Іхменєва. Наталя та Альоша надумали побратися усупереч волі батьків. Іван любить Наташу й у всьому сприяє їй, а Олексій – дуже слабка людина, яка не вміє брати на себе відповідальність.

Інша сюжетна лінія пов’язана із 13-річною дівчинкою-підлітком Неллі, яку Іван рятує з рук жорстокої опікунки. Історія її матері в деяких епізодах перегукується з історією князя Валковського.

Гравець

Азартна гра – єдина екзистенційна суть буття головного героя. Заради казино він відмовляється від кохання юною дівчини й особистого щастя. Він марнує життя на рулетці, соромиться цієї пристрасті, але не може обійтись без адреналіну і ризику. Сумною чередою тягнуться програші, але він сподівається виграти і називає цей стан красиво: «воскреснути». Однак фінал закономірний і реалістичний.

У 1863 році Достоєвський приїхав на відпочинок до Вісбадену. Там за кілька днів він програв не лише всі свої гроші, а й готівку своєї подруги Поліни Суслової. Щоб виплутатися з боргів, він уклав контракт із видавництвом на якнайшвидше написання цього роману.

Біси

В основі сюжету лежить реальна подія — «справа Нечаєва», яка мала гучний резонанс у суспільстві. Революціонери – члени невеликого законспірованого гуртка – вбили свого товариша, який вирішив «відійти від справ». Утім, Достоєвського не цікавить фактична достовірність подій – в одиничній російській трагедії він знаходить загальносвітове і загальнолюдське.

Кирпичников А. Достоевский, Федор Михайлович // Энциклопедический словарь — СПб: Брокгауз — Ефрон, 1893. — Т. XI. — С. 72–81.
Агатангел Кримський Достоєвський Федір // Українська мала енциклопедія : 16 кн. : у 8 т. / проф. Є. Онацький. — Накладом Адміністратури УАПЦ в Аргентині. — Буенос-Айрес, 1958. — Т. 2 : Д — Є, кн. 3. — С. 374-375.
Достоєвський Федір Михайлович // Універсальний словник-енциклопедія. — Львів: Тека, 2006. – Режим доступу: http://slovopedia.org.ua
Селезнёв Ю. И. Достоевский. — М.: Молодая гвардия, 1981. — 543 с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий; Вып. 16 (621)). – Режим доступу: http://az.lib.ru
Анотація

Биографическая книга о Ф. М. Достоевском, выходящая в серии «Жизнь замечательных людей», приурочена к 160-летию со дня рождения гениального русского писателя. Прослеживая трудный, полный суровых испытаний жизненный путь Достоевского, автор книги знакомит молодого читателя с многообразием нравственных, социальных, политических проблем, обуревавших создателя «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов», «Братьев Карамазовых»

Гроссман Л. П. Достоевский. – М.: Молодая гвардия, 1962. — 544 с. — (Жизнь замечательных людей).
Анотація

Л. П. Гроссман (1888-1965) – известный писатель, литературовед и искусствовед, автор более трехсот изданных печатных работ.

Исследованию творчества Ф. М. Достоевского писатель отдал более полувека, результатом чего, наряду с чисто научными работами, явилась биографическая книга «Достоевский»и

Сараскина Л. И. Достоевский. — М.: Молодая гвардия, 2011. — 825 с. — (Жизнь замечательных людей; выпуск 1320) – Режим доступу: https://royallib.com
Яковлев Л. Достоевский: призраки, фобии, химеры [заметки читателя]. — Харьков: Каравелла, 2006. — 244 с.
Анотація

Книга посвящена малоизученным сторонам жизни Федора Михайловича Достоевского (1821–1881) и является попыткой автора ответить на вопрос: как повлияло на творчество, публицистику, образ мыслей и поведение писателя тяжелое хроническое заболевание головного мозга, которым он страдал с юности и до своих последних дней. Анализируются переписка, дневниковые и черновые записи, а также некоторые публицистические и художественные тексты Ф. М. Достоевского. На обложке воспроизведены рисунки Ф. М. Достоевского

Фокин П. Достоевский без глянца. — СПб.: Амфора, 2007. — 464 с. – (Без глянца)
Зміст
  • Павел Фокин. Достоевский: человек и икона (статья), стр. 5-16
  • Павел Фокин. Достоевский без глянца (документальное произведение), стр. 17-448
  • Краткая летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского, стр 449-456
Слоним М. Три любви Достоевского. — М.: Советский писатель, 1991. — 304 с.
Жаринов Н. Исповедь литературоведа: как понимать книги от Достоевского до Кинга. — М.: Эксмо, 2020. — 144. — (Искусство с блогерами)
Анотація

Перед вами история о том, как литература переплетается с жизнью обычного человека и как в ней можно найти ответы на все важные вопросы — стоит лишь подобрать правильный момент для нужной книги. «Чтение — это огромная работа над собой, отдельный вид искусства. Настоящая книга живёт и развивается во времени, и в разном возрасте на одни и те же слова смотришь по-разному», — считает автор книги Николай Жаринов. «Исповедь литературоведа» поможет вам стать хорошим читателем, обратит внимание на увлекательные детали даже в уже известных книгах и даст пищу для размышлений. Вы узнаете, как обрести волю к жизни и встретить свою любовь, читая Достоевского, и как с помощью Кинга спастись даже из самой безвыходной ситуации. Автор не просто преподносит информацию, но втягивает своих читателей в диалог. Спорьте или соглашайтесь — ничто не возбраняется. Путь читателя, «литературоведа» у каждого свой. Николай Жаринов — профессиональный филолог, журналист, лектор и экскурсовод. Его блог об искусстве и литературе на YouTube-канале Artifex смотрят более 400 тысяч человек

Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Религия //Дмитрий Мережковский. Избранное / Сост.: А. Н. Горло. — Кишинев: Литература артистикэ, 1989. — С. 507-540
Пантин В. И., Столярова Т. Ф. Вырождение или возрождение? Философские эссе о современной культуре и о творчестве Достоевского, Толкина, Ортеги-и-Гассета. — М.: Культурная революция, 2006. — 304 с.
Анотація

Авторы книги размышляют о современном состоянии культуры и ее перспективах. Особое внимание в работе уделено многообразным ритмам динамики различных культур, включающим чередование периодов подъема и спада. Современная культурная ситуация в мире рассматривается авторами как переломная, «бифуркационная», а ее преодоление, с их точки зрения, может привести либо к обновлению и новому возрождению культуры, либо к ее вырождению и деградации. Показана актуальность для современной переломной ситуации многих идей и образов Ф.М. Достоевского, Дж.Р.Р. Толкина, Х. Ортеги-и-Гассета

Прохоренко Л. І. Федор Достоевский. Post Scriptum. —  М.: Эксмо, 2007. — 848 с. — (Антология мысли)
Анотація

Весь мир знает Ф.М.Достоевского как великого романиста и классика русской литературы, создавшего такие бессмертные произведения, как «Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы». Однако, он также был выдающимся мыслителем и публицистом, который поднимал в своих произведениях и статьях важнейшие проблемы русского национального сознания, не потерявшие своей актуальности и в наши дни.

Россия и Европа, Россия и славянство, противоречия русской души, вот лишь некоторые темы публицистики Достоевского, которые поражают глубиной и неординарностью мышления и помогают отвечать на самые насущные вопросы сегодняшней политической и духовной жизни

Лурье Л. Петербург Достоевского. Исторический путеводитель. — СПб.: БХВ-Петербург, 2014. — 352 с. — Режим доступу: Сетевое издание «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества»
Суконик А. Достоевский и его парадоксы. — М.: Языки славянской культуры, 2015. — 256 с.
Анотація

Книга посвящена анализу поэтики Достоевского в свете разорванности мироощущения писателя между европейским и русским (византийским) способами культурного мышления. Анализируя три произведения великого писателя: «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья» и «Преступление и наказание», автор показывает, как Достоевский преодолевает эту разорванность, основывая свой художественный метод на высшей форме иронии – парадоксе. Одновременно, в более широком плане, автор обращает внимание на то, как Достоевский художественно осмысливает конфликт между рациональным («научным», «философским») и художественным («литературным») способами мышления и как отдает в контексте российского культурного универса безусловное предпочтение последнему

Владимирцев В. П. Каторжная тетрадка Достоевского. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. — 165 с. Режим доступу: Сетевое издание «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества»
Анотація

Перед вами — уникальное издание, представляющее собою работу одного из крупнейших российских достоеведов, ныне, к сожалению, покойного доктора филологических наук, профессора В. П. Владимирцева. Как заметил председатель Российского Общества Ф. М. Достоевского, доктор филологических наук Б. Н. Тихомиров, стоит произнести: Достоевский и фольклор, реакция у всех мало-мальски знающих дело будет молниеносной — Владимирцев; «Сибирская тетрадь» — и снова Владимирцев. В изучении «Сибирской тетради» у Владимира Петровича заслуги исключительные. Именно он ввел ее в активный научный оборот, рассмотрев более 600 случаев отражения материалов «Сибирской тетради» в творчестве писателя — от «Дядюшкиного сна» до «Братьев Карамазовых». Больше того, первоначально на X симпозиуме Международного Общества Достоевского в Нью-Йорке, а затем в своей докторской диссертации «Достоевский и русская этнологическая культура» (1998) он обосновал взгляд на «Сибирскую тетрадь» как на универсальную «художественно-народоведческую» модель творчества писателя в целом. Благодаря его многолетним усилиям в новых собраниях сочинений «каторжная тетрадка» Достоевского теперь, напротив, полноправно открывает тома сибирской прозы

Волгин И. Л. Последний год Достоевского. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017. — 780 с. — Режим доступу: Сетевое издание «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества»
Анотація

Игорь Волгин — историк, поэт, исследователь русской литературы, основатель и президент Фонда Достоевского. Его книги, переведенные на многие иностранные языки, обозначили новый поворот в мировой историко-биографической прозе.

В «Последнем годе Достоевского» судьба создателя «Братьев Карамазовых» впервые соотнесена с роковыми минутами России, с кровавым финалом царствования Александра II. Уникальные открытия, сделанные Игорем Волгиным, позволяют постичь драму жизни и смерти Достоевского, в том числе тайну его ухода

Шульц О. Светлый, жизнерадостный Достоевский. — Петрозаводск: Изд. Петрозаводского ун-та, 1999. — 366 с. — Режим доступу: Сетевое издание «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества»
Анотація

Курс лекций лектора Хельсинкского университета Оскара фон Шульца (1872–1947), прочитанный им в 1931–1932 гг., является оригинальной и адекватной концепцией творчества великого русского писателя, имеющей актуальное современное значение.

Предназначается для преподавателей высших учебных заведений, студентов, учителей, школьников, всех любителей творчества Достоевского

Фудель С. И. Наследство Достоевского. — М.: Русский путь, 2016. — 340 с. — Режим доступу: Сетевое издание «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества»
Анотація

В книге С. И. Фуделя (1900–1977), религиозного деятеля, автора богословских исследований, испытавшего многолетние гонения в сталинские времена, предложена интереснейшая концепция жизни и творчества Ф. М. Достоевского: путь писателя от «Бедных людей» до «Братьев Карамазовых» лишь в той степени был открыт художественным прозрениям, в какой он был путем ко Христу, со Христом и во Христе. Мир идей и образов Достоевского воспринят через призму сердечного православия и глубокой веры — как мир, запечатлевший живого Христа в современности. В известном высказывании Достоевского: «Чтобы хорошо писать, страдать надо» — Фудель видит несомненное доказательство христианского взгляда художника на истоки своего творческого вдохновения

Сараскина Л. И. Возлюбленная Достоевского: Аполлинария Суслова: биография в документах, письмах, материалах. — М.: Согласие, 1994. — 456 с. — Режим доступу: Сетевое издание «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества»
Анотація

Книга Л. И. Сараскиной, доктора филологических наук, известного исследователя творчества Ф. М. Достоевского, посвящена Аполлинарии Сусловой — женщине, которая была самой большой любовью великого писателя и стала прототипом наиболее пленительных героинь его произведений. Книга основана на документальных, биографических, автобиографических и художественных свидетельствах, почерпнутых из самых разных источников. Особый интерес представляют новые архивные материалы: в книге впервые публикуются сорок писем А. П. Сусловой, свыше двадцати писем к ней Е. В. Салиас де Турнемир (Евгении Тур), письма В. В. Розанова, воспоминания писателя Е. П. Иванова, племянника А. П. Сусловой. В книге содержится около шестидесяти фотоиллюстраций, в том числе публикуемые впервые

Нечаева В. С. В семье и усадьбе Достоевских (Письма М. А. и М. Ф. Достоевских). — М.: Соцэкгиз, 1939. — 157 с. — Режим доступу: Сетевое издание «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества»
Кушникова М., Тогулев В. «Кузнецкий венец» Федора Достоевского в его романах, письмах и библиографических источниках минувшего века. — Кемерово: Кузбассвузиздат
Книга первая, 2005. — 608 с. — Режим доступу: Сетевое издание «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества»Книга вторая, 2007. — 638 с. — Режим доступу: Сетевое издание «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества»
Иванов-Натов [Поплюйко] А. И. Иконография Ф. М. Достоевского. —  [Нью-Джерси]: Товарищество зарубежных писателей, 1981. — 142 с. — Режим доступу: Сетевое издание «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества»